блейк снайдер спасти кошку

Блейк Снайдер спасет вашу кошку. Часть 2: структура сценария

by • 11.05.2014 • Самообразование, СценаристComments (0)4041

Мы продолжаем знакомить всех неравнодушных к кино с книгой Блейка Снайдера «Спасти кошку», в которой автор делится своими наработками в области сценарного мастерства. Вслед за классификацией жанров следует пересмотр важнейшей части сценария — его СТРУКТУРЫ.  «Я разработал свой собственный список ключевых моментов сценария Блейка Снайдера и назвал его кратко BS2. Этот список, поместившийся на одном листе, представляет собой 15 островов, опорных точек«, — пишет в предисловии к этой главе автор. В общем, готовьтесь к новым названиям старых понятий!

СТРУКТУРА сценария Блейка Снайдера (резюме из книги «Спасти кошку»)

1. Первая картина (1 стр.)

Эта часть дает нам первое впечатление о фильме, его настроении, характере, масштабе. Становится понятно, зачем мы здесь собрались, задаются тон, стиль и ключевые идеи фильма в целом. В рамках этого пункта происходит раскрытие образа героя, есть возможность увидеть краткую характеристику персонажа «до», с которым нам предстоит проделать долгое путешествие по фильму. Пункт «первая картина» очень важен, он дает понять настроение, стиль и ритм картины, вводит образ героя.

2. Постановка темы (5 стр.)

Где-то на пятой минуте фильма с хорошо отлаженной структурой сценария, кто-то (скорее всего не главный герой) произнесет (обычно в адрес главного героя) тему фильма. «Будь осторожен в своих желаниях», или «Кто слишком высоко летает, тот низко падает», или «Семья важнее денег». У каждого фильма должен быть четкий аргумент «что это кино о чем-то», будь то комедия, драма или научная фантастика. И сейчас в этой части сценария самое место заявить во всеуслышание, о чем же ваш фильм. Убедитесь только в том, что у вас есть тема, ведь это входное приглашение.

3. Положение дел (1-10)

Так называются первые десять страниц сценария, которые являются переломными и судьбоносными, потому что именно на основе этих страниц становится понятно, смог ли сценарий захватить внимание читателя или же потерял его безвозвратно. Вспомните фильмы с удачным изложением установочных моментов, как то: главного героя, основных его задач, главной цели истории, показанных на первом рулоне кинопленки, в течение 10 минут от начала фильма. Какой это заряд! В этой части сценария появляются действующие лица первой части фильма, или на них делается намек. Тут же происходит установка характеров героев, манеры их поведения, которые позже сыграют свои роли, показывается, как и почему герою необходимо меняться, чтобы достигнуть цели. 

4. Катализатор (12)

Примером катализатора может быть все что угодно. Это посылка, пришедшая для Джоан Вилдер (Кетлин Тернер) в фильме «Роман с камнем» и послужившая ее путешествию в Южную Америку, это телефонный звонок, сообщающий герою Тома Круза о смерти его отца в «Человеке Дождя», это ужин, на котором жених героини Риз Висерспун объявляет, что бросает ее, как в фильме «Блондинке в законе». Катализатором может выступить телеграмма, увольнение, когда застают жену с любовником, неожиданная новость, что жизни остается только несколько дней, стук в дверь, курьер. В предыдущей части вы, как сценарист, показали нам один мир, и теперь с помощью катализатора разрушаете его в мгновение. В сущности, сцена с катализатором, первая сцена, где действительно что-то происходит. Наконец-то что-то случается!

5. Дебаты (12-25)

Раздел «дебаты» предполагает ничто иное как обсуждение. У героя есть время сказать самому себе, что все это безумие. Нужно сделать так, чтобы герой осознал, стоит ли ему идти, имеет ли он право, есть ли у него выбор бросаться в такие опасные приключения или остаться здесь?

6. Переход ко второму акту (25)

Здесь должно произойти что-то действительно значимое. И это что-то должно случиться именно на 25 странице. Окончание первого акта оставляет весь построенный в нем Старый мир с его тезисом позади. Действие переходит в совершенно противоположный ему мир, антитезис. Эти миры совершенно не похожи друг на друга, поэтому переломный момент перехода во второе действие должен быть четко обозначен.

7. Второй акт (30)

Начинается на 30 странице и чаще всего представляет собой «историю про любовь» и выражает главную идею фильма. Начало второго акта представляется мне в виде стартовой ракеты, которая помогает нам совершить плавный перелет от потрясшего нас переходного момента первого акта во второй. Подумайте над этим. Первый акт завершен, произошел внезапный прыжок во второй акт, и вот корабль приземляется на совершенно незнакомой ему территории, в абсолютно новом мире. Второй акт как бы говорит нам: «Пора кончать со старым, как насчет попробовать что-нибудь еще?». Это новое, хоть и является продолжением первого акта, все же приобретает свои особые границы. Второй акт дает нам короткую передышку. Во втором акте на сцену выходят новые характеры, которых мы не могли увидеть на 10 странице сценария, даже не знали об их существовании. В силу того, что второй акт является антитезисом первого, новые персонажи его будут антиподами первых. Нельзя опускать большую работу над вторым действием. В нем происходит не только история любви и раскрытие основного вопроса фильма, второй акт позволяет писателю провести живую параллель и связать два действия. И не забудьте, второй акт начинается на 30 странице.

8. Играй и веселись (30-55)

В этой части сценария заключается ядро и суть постера к фильму. Все кадры из фильма, которые мы видим на афишах, взяты отсюда. Как будет развиваться история дальше, не настолько заботит нас, мы получаем удовольствие от просмотра. Часть сценария «Играй и веселись» отвечает на вопросы, зачем зритель пришел в кинотеатр, насколько удачны идея, афиша, предпосылки фильма.

9. Ключевой момент (55)

Находится между двумя половинами фильма, как раз на 55 странице сценария. Не умаляя значимости двух первых актов, отмечу важность данной части, особенно с точки зрения постановки задач картины. В большинстве фильмов на ключевой момент приходится или «взлет», где представляется, что главный герой достигает, возможно, ошибочно представляя, кульминации, или «спад», когда вест мир рушится вокруг героя (хотя это представление тоже может быть ошибочным). Выбрать ключевой момент для сценария, как вбить крепко гвоздь в стену.

В некоторых случаях ключевые моменты меняют динамику всего фильма. Эта часть сценария не просто показывает нам спад или подъем. На рабочих встречах вы часто услышите, что «в ключевом моменте были отражены задачи». И действительно, пришло время очертить задачи фильма. Игры и веселье уступают место основной идее истории. Здесь самое время для сцен, если в вашем сценарии они присутствуют, когда герой добивается мнимой победы, когда у него, якобы, получается достать джина из бутылки, и кажется, что все замечательно, все получилось. Но это не настоящая победа.

Ключевой момент сценария в рамках нашей формы BS2 имеет свою пару, часть под названием «Все потеряно» на странице 75. Это две половинки одного, потому что являются противоположностями друг другу. А правила таковы: никогда не думайте, что все так хорошо, как в части «ключевого момента», и что все так плохо, как в пункте «все потеряно».

10. Плохие парни наступают (55-75)

Часть «плохие парни приближаются» следует как раз за ключевым моментом. Герой якобы находится в благополучных условиях, все идет хорошо, плохие парни, будь то люди, явления природы, или что-то еще, казалось бы, повержены. Но противник не дремлет, он перегруппировался и выставляет всю тяжелую артиллерию. В это время в рядах главного героя назревает внутренняя ссора, недопонимание, сомнение или зависть. Герой окружен врагами, внешними и внутренними силами, восставшими против него. Зло не сдается, и, кажется, что никто не придет на помощь. Герой остается один на один со своими проблемами и должен вынести этот удар судьбы. Перед ним открывается большая бездна, что приводит нас к части….

11. Все потеряно (75)

Глава, как я уже упоминал выше, начинается на странице 75, и является противоположностью «взлетов» и «падений» части «ключевого момента». Чаще всего здесь происходит так называемая «ложная победа», все кажется покрытым мраком, но только на время. Герой находится в полном хаосе, его надежды рушатся. В этой части сценария происходит гибель учителей, наставников, вероятно всего для того, чтобы их воспитанники могли осознать и доказать самим себе, что приобрели достаточно навыков и силы. Гибнет цветок в горшке, золотая рыбка в аквариуме, новость о смерти любимой тети, все одно и то же. Вместе с этим происходит гибель старого мира, старых характеров, старых образов мысли. Что в свою очередь открывает дорогу слиянию тезиса, то есть того, что было, с антитезисом, противоположностью того, что было, и превращает все в синтез, в новый мир, новую жизнь. Сцена смерти даже золотой рыбки в аквариуме поможет сделать момент когда «все потеряно» наиболее острым и живым.

12. Темная ночь души (75-85)

Итак, наш герой в части «все потеряно» сталкивается с понятием смерти, теперь мы узнаем, как он при этом себя ощущает. Ответом на этот вопрос служит следующая часть сценария, которую я назвал «темная ночь души». Продолжительность этой части не имеет значения, длится сюжет пять секунд или пять минут, главное, чтобы такая живая сцена имела место. В этот момент на душе у героя становится мрачно, как в самую темную ночь. Это обычно случается перед тем, как придет та единственно верная идея спасения себя самого и всего мира. Идея, которая пока еще скрыта от наших глаз.

Такой момент присутствует как в драматических фильмах, так и в комедиях, потому что так происходит и в жизни, потому что понятно для всех. В хорошо построенном сценарии такой сюжет находится между 75 и 85 страницами, и это замечательно, потому что на странице 85 герою наконец-то удается найти, а нам в свою очередь так хочется, чтобы он поскорее нашел…

13. Переход к третьему акту (85)

После долгих исканий, благодаря персонажам второго акта (история любви), дискуссиям и дебатам, усилиям героя и его победе над плохими парнями, так близко поободравшимися и имевшими преимущество в первом акте, решение найдено. Внешние и внутренние миры первого и второго акта встретились и соединились. Герой торжествует, он достойно прошел все испытания, он нашел решение, и все, что ему остается, правильно это решение применить. Герой должен разгадать секрет той единственной, благодаря которой ему и удалось победить своих врагов, и за сердце которой он так боролся. Это классический синтез первого и второго актов.

14. Финал (85-110)

Или третий акт. Все приходит к концу. Уроки вынесены. Характеры отточены. Истории первых актов завершаются триумфом героя, благодаря которому старый мир разрушается и на его месте возникает новый. Плохие парни теперь действительно отступают. В финале происходит зарождение нового общества, ведь герою мало просто торжествовать, он должен изменить мир вокруг. И все это обязательно происходит в высоко эмоциональном тоне.

15. Заключительная картина (110)

Является, как говорилось выше, противоположностью первой картины. Приводится неопровержимое доказательство произошедших изменений. Если такой образ у вас не выстроен, вернитесь к сценарию и проверьте снова все расчеты, значит что-то недоработано во втором акте.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *